Редакция The Point продолжает рубрику «Сколько ты стоишь». В нашем сегодняшнем выпуске мы решили выяснить, сколько зарабатывает таксист. Цель – помочь соискателям и сотрудникам объективно оценить свою стоимость на рынке труда.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕМ ТАКСИ
Я работаю только с сервисами заказа такси через приложения – так удобнее. Требования могут отличаться, но обычно, чтобы присоединиться к системе, нужно иметь водительский стаж – минимум три года, и исправный автомобиль. Не каждую машину могут принять – есть ограничения по году выпуска. Старые машины или авто с явными повреждениями не допускаются. То есть в таких сервисах не должны встречаться ситуации, вполне реальные на дорогах – когда едет такси с «шашечкой», и вместо разбитого бокового стекла у него клеенка. Или когда едет такси с оборванным бампером.

Техническое состояние машины проверяется – более или менее тщательно. Например, нужно отправить фотографии машины компании, но ведь сделать снимки можно под выгодным ракурсом. Поэтому компании полагаются и на отзывы клиентов, которые начинают поступать, когда водитель приступает к работе. Так, если несколько человек пожалуются на техническое состояние авто, могут закрыть аккаунт водителя и прекратить сотрудничество.

В работе можно получать преференции. Например, небольшие денежные премии или скидки на автозапчасти, обслуживание, страховку, топливо. Для этого нужно выполнять определенное количество поездок, а также иметь высокий рейтинг.
Обязательное требование – рабочие ремни безопасности. Если клиент пожалуется, что ремня не было или он был неисправен, компания пишет водителю предупредительное письмо. Если он оперативно не исправит проблему или поступит еще одна жалоба – сотрудничество прекратят. Правда, сами пассажиры ремнями практически не пользуются… 10-15% – не более. А ведь это крайне важно для безопасности.

Необходимые документы – паспорт, права, техпаспорт, действующий страховой полис ОСАГО. Многие службы такси проверяют, не входит ли новый водитель в «черный список» – общую базу водителей, которые негативно проявили себя в прошлом.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСЯТ ДОХОДЫ
Начать работать с такими сервисами несложно, но чтобы продолжать, нужно иметь высокий рейтинг. Пассажиры после поездки выставляют водителю оценки по 5-балльной системе или присваивают специальные «награды», «значки». Могут отметить, например, отличную беседу, чистоту в салоне, хороший английский или сообщать о недостатках – о грязной машине или хамстве водителя. Если такие жалобы накапливаются, рейтинг падает, водителю делают предупреждение и даже прекращают сотрудничество. Могут предварительно назначить «наказание» – например, закрыть аккаунт на неделю или месяц. Это на усмотрение руководства компании.

Увы, не всегда есть возможность влиять на оценки, потому нельзя назвать их объективными. Например, если пассажир требует забрать его в месте, где правилами дорожного движения это запрещено, и водитель не соглашается – пассажир может поставить плохую оценку.

Реальная сумма для водителя, который работает «плотно», полноценный рабочий день, каждый день, практически без выходных, в час-пик – около 30 000 гривен «чистого» заработка.
В работе можно получать преференции. Например, небольшие денежные премии или скидки на автозапчасти, обслуживание, страховку, топливо. Для этого нужно выполнять определенное количество поездок (например, в одной компании – минимум 25, в другой – минимум 40 в неделю), а также иметь высокий рейтинг (например, в одном сервисе – выше 4,7).

Водитель платит компании комиссию с поездки: в одном сервисе – это около 33%, в другом – 10%. Еще примерно треть заработка уходит на топливо. То есть водителю остается тоже примерно треть, из которой, если есть необходимость, он оплачивает техобслуживание и при необходимости – ремонт, что совершенно непредсказуемо. Расходы, соответственно, тоже разные. По техническим нормам т.н. моторесурс занимает примерно 25% от той трети, которую заработал водитель. То есть приблизительный заработок водителя с одной поездки – 25%.

Очень средняя стоимость поездки в столице – это 100 грн. Если речь о премиум-классе – выше. Но далеко не все поездки такие: это может быть и поездка «до соседнего парадного».

Средний заработок варьируется и зависит от многих показателей. Например, от того, сколько денег уходит на обслуживание машины, на топливо; от того, сколько часов в день работает водитель, в пиковые ли периоды, каждый ли день. Те, у кого есть основная работа, а такси – это небольшая подработка на пару часов в день, тогда зарабатывают, думаю, не больше 2000 гривен в месяц.

Водитель, который работает в час-пик утром и вечером (с 7 до 10-11 и с 16-17 до 20-21), каждый день, на недорогой в обслуживании машине, на газу, зарабатывает 9 000-12 000 гривен в неделю, минус топливо. То есть «чистыми» получается до 36 000 в месяц.

Реальная сумма для водителя, который работает «плотно», полноценный рабочий день, каждый день, практически без выходных, в час-пик – около 30 000 гривен «чистого» заработка. При этом работать в час-пик очень непросто.

Самое тяжелое в работе – отсутствие культуры на дорогах. Нежелание многих водителей соблюдать правила. Из позитивного – возможность быть самому себе хозяином, работать, когда считаешь нужным.
Если называть какие-то средние суммы – около 10 000–15 000 грн чистого заработка. Но это очень условно.

Есть водители, которые работают на машинах компаний, а не собственных или арендованных. Там достаточно сложные условия труда: смены по 12 часов (что само по себе неправильно, когда водитель находится за рулем столько времени), и фиксированный график. Такие водители получают 30% «от кассы» – то есть от тех 66%, которые остаются после вычета комиссии. Такие водители зарабатывают около 8 000-12 000 грн, но это тоже условно – встречаются и более крупные суммы.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
Некоторые компании предлагают дополнительные опции – например, курьерскую доставку через водителя, перевозку животного, вызов англоговорящего водителя и пр. Это обычно немного дороже, чем обычная поездка. Хотя есть и свои нюансы – например, водитель не видит, что он перевозит при доставке.

Что касается количества поездок, все зависит от водителя. В среднем водители делают от 10 до 20 поездок за смену. Заказы есть практически всегда. Очень редко бывают «слепые пятна». Например, среди недели с 2 до 3 ночи. Но это ненадолго. Спрос высокий, таксисты нужны постоянно, компании активно приглашают водителей.

В некоторые периоды возникает повышенный спрос на такси, например, когда плохая погода или час-пик. Или еще в праздники: например, в новогоднюю ночь можно заработать 2000 грн и больше. В такие периоды появляется повышенный коэффициент к тарифу. Например, 1,5, 1,8 или 2 – тогда сумма поездки умножается на коэффициент. Но не всегда можно угадать – например, в центре города возник повышенный спрос, а через 15 минут его уже нет.

В каждой компании есть свои плюсы и минусы. Например, в одной автоматически застрахованы все водители и пассажиры, в другой такого нет.

Всего около половины пользователей оценивают поездку. У нас часто скупятся на похвалу, не спешат написать что-то хорошее.
Самое тяжелое в работе – отсутствие культуры на дорогах. Нежелание многих водителей соблюдать правила. Из позитивного – возможность быть самому себе хозяином, работать, когда считаешь нужным – днем или ночью, в выходной или будний.

Что касается такси за границей, то, например, в Берлине мне понравилась налаженная система городских такси – автопарк с хорошими проверенными автомобилями, с таксометрами, нормальным рабочим графиком водителей, контролем. И во многих странах практически отказались от наличных – работают только на безналичной основе, это очень удобно. У нас к этому тоже идет, но пока что есть и наличная форма оплаты.

Всего около половины пользователей оценивают поездку. У нас часто скупятся на похвалу, не спешат написать что-то хорошее. А вот плохое – пожалуйста, даже если это просто способ выплеснуть негатив. Эта разница в культуре очевидна – например, американцы или англичане намного охотнее оставляют хорошие отзывы, и если им понравилась поездка, тысячу раз отметят какой ты «гуд мен» и какая у тебя «гуд кар».

Источник